Если верить статистике, в Украине идут активные урбанистические процессы, сёла продолжают стареть и вымирать. И только в одном регионе наблюдается обратное, и это именно Закарпатье.
Во-первых, Закарпатье является наименее урбанизированным регионом Украины, только 36,6% жителей региона проживают в городах, во-вторых, за последние 25 лет этот показатель упал на 4%, тогда как во всех других украинских регионах наоборот — вырос. Города, которые в советское время искусственно были заселены сельскими жителями, продолжают страдать от хаотичной застройки, сельской культуры и армии социальных работников, в то время, как в сельской местности продолжается обесценивание земли. Активной урбанизация была в 20-30-х годах ХХ столетия, население городов в то время росло в разы, а некоторые «соц-города» строились с нуля. Эта фаза обошла Закарпатья стороной, регион в то время находился в составе Венгрии. Возможно, именно поэтому Закарпатью удалось стать наименее урбанизированным регионом с наименьшим областным центром и достаточно живой деревней.
Впрочем, не все так уж хорошо и здесь. Традиционное земледелие, скотоводство, промыслы и ремесла теряют актуальность и все больше становятся атрибутикой музеев под открытым небом, чем образом жизни настоящих деревенских людей. В то же время Украинцы все чаще видят у себя в новостных лентах слово «экология», «экологичность», обращают внимание на маркировку продуктов с добавлением частицы «эко» и начинают понимать, что это. Но мало кто действительно задумывается, что кроется за банальной фразой «друг природы» и как можно на равных взаимодействовать с окружающей средой, сохраняя традиции.
Появление экопоселений
Именно осознание угроз, которое несет общество потребления с неограниченным использованием ресурсов, и понимание взаимосвязанности человека со средой, повлекло в свое время появление экологических движений. Главное их послание к человечеству — необходимость оберегать, активно развивать и создавать элементы среды своего существования. Фактически, любое движение начинается с признания человеком проблемы как таковой, что касается её лично, то есть, что именно она несет ответственность за решение вопроса.
Таким было и начало экологического движения, получившего название екосил или экопоселений. Сторонники движения этой альтернативной модели жизни видят свою цель в создании и сохранении экологически чистого пространства. Это среда, в которой люди питаются за счет органического сельского хозяйства, разумно потребляют энергию и вообще живут в гармонии с природой. Истоки возникновения экопоселений связывают с созданием постоянных и утопических сообществ. Уже в 60-х годах были созданы хиппи-коммуны «Финдхорн» в Шотландии и «Восточный ветер» в США. Последняя как экопоселение существует и по сей день, объединив в себе места для отдыха, работы, развития и общения между людьми. А «Финдхорн» в начале 90-х стала одной из основателей мировой сети экопоселений.
Для Украины экопоселения есть более необычным явлением, чем на Западе. Исторически Украинцы не имели богатого опыта в создании коммун и альтернативных сообществ. Однако в конце 90-х идея екосил распространяется и у нас, после печати книг Владимира Мегре.
Пацканьово
Мы ехали по приглашению к сельскому музею, которым руководит бывший председатель села, а нашли значительно более интересную историю. Историю о том, как с небольшого участка и нескольких старых домов с нуля создается настоящее экопоселение, которое привлекает людей приезжать и оставаться здесь. Инициатор экопоселения Владимир Вашко встречает нас с костылем. В детстве он смотрел много вестернов и мечтал о лошадях, но только после того, как долгое время пожил в городе и попытался подняться вертикалью власти, понял, что по-настоящему ему нужны прежде всего кони. С одной из них он и упал, буквально за несколько дней до нашего приезда.
— В жизни бывают переломные моменты, когда мир переворачивается с ног на голову. Стоит жить и надо жить там, где есть чистый воздух, чистая вода, а самое главное, где можно питаться экологически чистой пищей. Как люди говорят: мы есть то, что мы едим. Мне не хочется ни себя отравлять, ни близких, ни своих будущих детей, хочу чтобы они действительно были здоровыми и счастливыми.
Сейчас Владимир — сельский депутатат в Пацканьовском сельском совете, а до этого был депутатом в области. Смеется: “Планировал в Верховную Раду, а оказался в Пацканьове. Но мне нравится, не жалею, я сделал очень прекрасный выбор и с каждым днем убеждаюсь, что он был правильным. Потому что мы здесь все счастливы, ну, по крайней мере я.”
Отец Владимира работал в КООП союзе, занимался заготовкой фруктов и овощей, из Закарпатской области отправлял это по всему СССР. Поэтому его сын в определенном смысле продолжает это дело.
— Когда я подрос, понял, что в жизни должно быть все настоящее, все натуральное. И начал искать такой хлеб, который я ел в детстве, и я не смог найти, никто больше его не производит …
Хлеб всему голова
Того настоящего хлеба со вкусом детства не делают по нескольким причинам. Это и очень кропотливая работа, и дорого, то есть не выгодно экономически. Поэтому Владимир вместе с другими вдохновенными людьми решил самостоятельно создать такой продукт. Приносить тем пользу не только себе, но и людям вокруг — вот его главная цель. Мы идем вместе с ним в дом, на место, где когда-то жил его дед, а в советское время был магазин, а теперь Владимир смог переоборудовать помещение под сельскую пекарню.
Владимир озабоченно говорит, что у жителей Закарпатья просто нет выбора, когда покупают хлеб. Все едят хлебный продукт — заменитель чего-то натурального. Но откуда растут ноги?
В конце 30-х годов прошлого века произошло, как впоследствии окажется, не слишком лестное по влиянию для нашего организма открытие. Хитроумные генетики изобретают специфический вид дрожжей — термофильные. Этот особый вид характеризуется устойчивостью к различным температурам в печи, негативно влияет на микрофлору кишечника. Для сравнения, обычный дрожжевой грибок не выживает в человеческом организме за высокой температуры.
— Знают ли те люди, которые живут в Закарпатье, что они не настоящий хлеб едят, а хлебный продукт? Когда рассматриваем этикетку и читаем состав, то кроме воды, муки и соли находим в конце маленькими буквами надпись «дрожжи». Почему говорят сметанный продукт? Это как по вкусу похоже на сметану, но сделано из других ингредиентов: пальмового масла, крахмала и ароматических приложений, чтобы оно пахло сметаной. С хлебом то же самое. Разрыхлители, отбеливатели, чтобы хлеб хранился хорошо, чтобы он не крошился, и сами дрожжи — все это не на пользу здоровью. Откройте ДСТУ, термофильные дрожжи, которые используются в производстве хлеба на всех пекарнях, и вы увидите: серная кислота, аммиак, удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Ужас! Поэтому мы сделали небольшую пекарню, где выпекаем по дедовским рецептам, хлеб не на дрожжах, а на натуральном, на закваске. Так пекли хлеб еще 1000, 5000 лет назад, а еще 70 лет назад так пек хлеб мой дед.
Владимир ностальгирует и вспоминает времена, когда ему было пять и он выжигал в печи на дровах хлеб вместе с бабушкой. Такой хлеб не портился, следовательно вся семья ела его две недели. Теперь Владимир хочет сделать так, чтобы люди имели возможность есть настоящий хлеб. По его словам, такая буханка хлеба будет стоить максимум 12 гривен.
Домашняя пекарня в Закарпатье — это обычно печь, имеющая размеры приблизительно 1 метр на 70 см. А в экопоселенцев печь чуть больше и имеет размер два на два метра. Здесь за один раз можно выпекать около 120 буханок, а ежедневно где-то 500-700 хлебов.
Технология производства настоящего хлеба
Веками хлеб выпекали на крестьянских заквасках из ржаной муки, пшеницы, овса, ячменя, солода. Закваски были основной составляющей хлеба, а благодаря злакам организм обогащался витаминами, органическими кислотами и минералами.
За последние годы в Украине среди людей распространилась тенденция возвращения к древним простым рецептам домашнего хлеба. Осознавая вред термофильных дрожжей, украинцы переходят на так называемую живую закваску, которая благодаря своим полезным элементам укрепляет иммунитет, придает энергии и помогает предотвратить простудные заболевания. На Закарпатье сохранилось особенно много древних кулинарных традиций, поэтому есть надежда, что постепенно в обществе будет происходить возрождение старинных рецептов выпечки хлеба.
Владимир Вашко поделился с нами своим опытом создания настоящего домашнего хлеба.
— Хлеб состоит из закваски. Закваска делается просто: мука, вода и время. Вы в пропорциях заливаете муку водой, размешивают, как сметанку делаете, продолжаете так каждый день добавлять муку и воду. И уже на 5-й день получаете закваску, которую можно использовать. В настоящий хлеб идет вода из источника. Мы берем её из нашего старинного источника, который стоит перед домом, ему около 200 лет, там вкусная вода. Используем соль и патоку вместо сахара, так как сахар отбеливается различными химическими средствами, а мы стараемся использовать только натуральное. У нас есть сосед, очень интересный человек, он живет здесь в Пацканьове, а в Мукачево имеет свою мельницу. Он закупает зерно, мелет его и делает цельнозерновую муку, белую, но не отбеленную, высшего сорта. Так нам поставляют закарпатскую муку, из которой мы и делаем хлеб. Поэтому можно сказать, что все у нас закарпатское.
— Все очень просто. Есть мука, которая взвешивается, есть просеиватель, где мука просеивается через сито, насыщается кислородом, для того, чтобы лучше хлеб подкисал. И есть тестомес. В целом процесс изготовления хлеба занимает 16-20 часов. Это в пять или шесть раз дольше, чем в обычной пекарне. Поэтому никто и не хочет печь такой хлеб: много работы, а прибыль маленькая. Все гонятся за деньгами. Когда все дрова догорают, остается только пепел. Пепел полностью выметаем оттуда, печь вымываем, а когда она уже чистая, тогда с другой стороны закладывают хлеб. Чистить печь нужно после каждой затопки. После затопления печи один раз можно выпекать хлеб минимум трижды.
“На лугу пасутся Ко…”
— В хозяйстве коз еще немного, ими стали заниматься только первый год. Сейчас есть четыре дойных козы и этого пока достаточно чтобы у экопоселенцев были молоко и сыр для себя. Есть планы сделать небольшую козью ферму, заняться производством сыров. В этом месте, у подножия горы Маковица, что на южных склонах, очень много кустарников, лесов, полян — а это все трава — прекрасный край для коз.
Марина Бабич, которая помогает хозяйничать Владимиру, знакомит нас с лошадьми, привезенными из Тячевского района.
— Вообще лошади больше для хозяйства, чтобы помогать пахать. Ну, и кататься, любить их.
Как устроена жизнь в экопоселении?
Вся община экопоселений в Украине (независимо от того, в каком уголке мира они расположены) руководствуется новыми альтернативными принципами уважения к природе и друг друге, ответственности, взаимопомощи, солидарности. Поэтому неудивительно, что в селе Пацканьово постоянно живут волонтеры, которые сотрудничают с Владимиром ради общей цели: жить простой жизнью в деревне, восстанавливать окружающую среду, есть натуральную пищу и духовно развиваться. Проще говоря, это своеобразная коммуна, которая открыта для каждого, кто смотрит примерно в одном направлении с организаторами. Так здесь сплотились единомышленники из Днепра, Ивано-Франковска, Закарпатья, Харькова.
— На самом деле я никого не ищу. Так обстоятельства в жизни складываются, так Господь создает ситуации, что люди просто притягиваются. То есть это знакомые знакомых, мои друзья, каждый из нас прошел долгий жизненный путь, и так или иначе мы были через кого-то знакомые. Я делился мыслями, потому что люблю поговорить, пообщаться. Когда люди слышат идеи, которые совпадают с их, они говорят: «Мне нравится, давай попробуем». Вот таким вот простым методом.
Важно то, что любое экопоселения охватывает не только экологическое измерение, но и социальное и духовно. Хорошее екосело — место, где жители могут полностью развивать свои способности и умения. Вот и Владимир во время нашего разговора вспоминает таблицу потребностей Абрахама Маслоу, точнее, иерархию важнейших потребностей человека от простейших физиологических и к особым социальных и духовных. Первое — это пища, второе — сон, третье — чувство защищенности, дальше продолжения рода, а уже выше надстраиваются социальные нужды.
— Человек не может без общения. Если человек не общается — он деградирует. И как говорится, с кем поведешься — того наберешься. Поэтому мы собрались здесь с единомышленниками. Вырастить все, что нужно для жизни одной семьи — возможно, но очень трудно. Поэтому мы пошли таким путем: один человек занимается пчелами, другой — овощами, двое ребят занимаются хлебом. Вот, например, мы двое с Мариной сейчас занимаемся козами, сыром. Нам это нравится. Собираем чай, также хотим паковать его, делаем варенье, сиропы. Вы сегодня пробовали вяленые помидоры, сыр пробовали — натуральное, классное.
— Единственное, что я могу забрать с собой – это то, что наработаю и сохраню внутри.
— Есть такая история про Александра Македонского. Он завещал, чтобы когда его хоронили, руки свисали со щита и все люди по городу видели его открытые пустые ладони. Это было показательным моментом: он владел половиной мира и ничего с собой не забрал. Поэтому есть материальные ценности, без них не выжить, например, без пищи, но наряду с материальными крайне важны духовные ценности. Смертность 100-процентная, все умирают, только сумасшедшие думают, что они могут жить вечно. Я верю, что у меня есть определенный срок и придёт момент, когда придётся покидать эту планету, это тело и куда перемещаться в другое пространство. Единственное, что я могу забрать с собой — это то, что наработает и сохраню внутри.
Как выглядит будущее?
— Планируем ли мы расширяться? На самом деле, в селе очень много занятий. Я по образованию финансист и вижу здесь десятки направлений, в которых можно развиваться. У нас, к примеру, прекрасная глина, у нас есть готовая печь, в которой температуру можно повышать до 500 градусов, мы можем делать кувшины, посуду. Просто нужен человек, который будет любить это дело. У нас такого человека на данный момент нет. Я думаю, он появится в ближайшее время.
— Мы бы хотели изготавливать свою продукцию: варенье, масло, сыр, сметану, йогурты, вяленые помидоры не в стеклянные баночки составлять, а в глиняные горшки. Я поездил по миру, в Индии это видел, покупал йогурт натуральный в горшках. Это прекрасно сохраняется, это неповторимо, красиво, натурально. Так оно и должно быть.
Для вегетарианцев важны свежие фрукты, овощи и молочная продукция, поэтому несколько энтузиастов уже создали небольшую теплицу, примерно 5 метров на 20, где выращивают огурцы, помидоры, зелень — основные продукты питания. Есть здесь и пчелы (десять ульев), чтобы есть натуральный мед. Такие виды деятельности можно развивать и дальше.
Среди направлений, по которым могут заниматься экопоселенцы, Владимир выделяет также сбор трав и грибов, выращивание специй, производство натуральной косметики. А еще есть идея производить варенье, сиропы, компоты, вяленые помидоры, ну и в конце сушить все овощи и фрукты. В противовес замороженным продуктам, засушенные сохраняют практически все микроэлементы и витамины. В Пацканьове активисты планируют в этом году после хлеба загружать в печь все нарезанные овощи и фрукты для сушки.
— Один из парней заинтересовался знаете чем? Изготовлением и набивкой подушек. Натуральная ткань, а набивать внутрь хочет различные целебные травы. То есть человек спит на подушке и вдыхает аромат этих целебных трав. Ароматерапия. Фантазия просто безгранична. Были бы желающие, которые этим хотят заниматься.
А Марина рассказала нам о своем небольшом проекту. Сейчас она массово скупает лаванду и планирует сделать лавандовое поле хотя бы десять на десять сотен. Весной травы “черенкуватиме” в теплице, а затем будет садить кусты на территории. По ее словам, лаванда — лучшая среди трав. Она не холодная и не тёплая по Аюверде, а еще очень ценна тем, что является сильным антисептиком и противогрибковым средством. Это идеальный компонент для косметики, для мыла. Марина с радостью сообщает: лавандовое поле будет первым в Закарпатье.
— Если человек делает что-то с любовью, эта любовь будет ощущаться в вещи, которую она изготовила. Любовь ощущается, например, в этой пище, которую приготовила Маринка. Мы вам в дорогу дадим сиропа, вы его размешаете с водой и вы ту любовь снова почувствуете внутри. В том же хлебе она есть. Потому что люди действительно стараются и делают это все с любовью. А это очень важно. Вот приведу вам пример. Почему мамина еда вкусная для вас? Потому что мама для своего сына не может без любви делать. Часто спрашивают: какая самая важная специя в кулинарии? Это простой вопрос. Которая самая основная специя, по вашему мнению? И меня так спрашивали. Знаете, что я сказал? Я тогда сказал, что соль, потому что о ней очень много историй. Но на самом деле важнейшей специей является любовь. Если ты положишь в блюдо любовь — это фантастика. Можешь и соль не ставить, ничего более не ставить.
(Не) экологическая среда
— Меня иногда вообще не понимают. Спрашивают: «Ну, а что ты сюда приехал? Мы все хотим убежать в Ужгород, ты что, не имеешь где жить? «Нет, я жил в квартире, в центре города. Мне просто надоело там, это не та среда, где должен жить человек. Города — искусственная среда, это не естественно. Как я могу жить там, где нет чистого воздуха? Естественно для человека дышать свежим воздухом, пить чистую воду и мыться ею. Когда мы моемся, 3 литра воды попадает в организм через кожу. Чем вы моетесь в городах — это хлорированная вода, значит, хлорка пролезает внутрь и все остальное. Трубы водопроводные идут рядом с канализационными. У нас они очень старые по всей Украине. Вы думаете в трубопровод не попадают канализационные стоки? Попадают. Я прожил в селе несколько месяцев, мылся родниковой водой. Поехали в город и пришлось мне заночевать у друга, он меня пригласил. Пошел вечером в душ и почувствовал такой запах кала в воде. Когда ты привыкаешь к чему-то очень чистому, начинаешь очень тонко чувствовать запахи и вкусы.
Источник счастья
— У нас прекрасные люди в селе. В каждом есть замечательные качества, я стараюсь смотреть и замечать именно их. Конечно, если взять под микроскоп любого из нас, то можно найти хорошие вещи и не очень. Есть психология пчелы, а есть психология мухи. Вот вылетает пчела и муха с одного места утром. Обе летят поискать какой-нибудь красивый цветочек, потому что хотят там нектара попить. Но муха пролетает над землей и замечает какую-то какашку коровью: «Ой, а что это там такое, ну я спущусь ниже посмотрю». Спускается и проводит всю жизнь в какашке. А пчела не обращает внимание, потому что ей это не интересно. У нее есть курс на цвет, на цветочек, на нектар. И она летит к нектару. Кто-то видит только плохое в людях, а кто-то видит хорошее. И от этого зависит, ты счастливый или несчастный человек. Потому источник нашего счастья в голове и в сердце — то, что мы пропускаем через себя. Стараемся замечать хорошее — значит жизнь наша наполнена добротой и счастьем, замечаем плохое, то такое и получаем в ответ.
После такой вдохновенной беседы с активистами небольшого экопоселения мы убедились — места счастливых людей существуют. В экспедиции мы часто встречаем людей, которые не видят перспектив и работают скорее по инерции, не создавая никакой прибавочной стоимости, а такие замечательные исключения как эта небольшая община в Пацканьове — это все еще редкость, но яркий пример для подражания.