На протяжении столетий на остатках античного города-государства Ольвии, что вблизи села Парутино на Причерноморье, проводили раскопки и вели научную работу археологи и историки со всей Европы. Но из-за проблем с инфраструктурой и транспортным сообщением эта частичка античной Греции в Украине долгое время оставалась вне поля зрения туристов. Особое значение Ольвия приобрела после аннексии Крыма: это наиболее целостный памятник античности, который можно посетить и интерес к которому возрастает год от года.
Национальный историко-археологический заповедник «Ольвия» был основан в 1926 году. Сегодня заповедник состоит из двух частей: города Ольвии с некрополем и территории современного острова Березань, что напротив Черноморской косы. Ближайший к заповеднику большой город — Мыколаев (Николаев) — в 40 км отсюда.
На территории заповедника действуют: музей, где представлены находки из раскопок (более 96 тыс. экспонатов) и лапидарий (музей камня. — ред.), в котором хранятся архитектурные детали, надгробия, орудия труда, скульптуры и плиты с надписями и текстами декретов. Заповедник имеет свои научные фонды и библиотеку. Основной частью музея является экспозиция остатков античной архитектуры под открытым небом — более полутора десятка участков. Раскопки одного участка могут длиться годами.
Заповедник призван охранять и сохранять памятники и артефакты античной Ольвии, проводить ремонтные работы и работы по музеефикации для воссоздания исчезнувших элементов, в частности, кладок стен.
До конца XVIII ст. городище на берегу Бугского лимана не было официально признанным памятником археологии. Только в конце столетия немецкий этнограф Петер Симон Палас вместе с российским писателем Павлом Сумарковым таки доказали, что городище — это и есть остатки античной Ольвии.
Первую точную карту города составили в 50-х годах ХІХ ст. Тогда же стартовала первая археологическая экспедиция, что стало началом профессионального исследования Ольвии. Системные же раскопки стали проводить в начале ХХ ст.
В советское время вокруг остатков городища активно селились бывшие узники советских тюрем, которые вскоре начали вести собственные «раскопки» и продавать за бесценок археологические находки, античную керамику и старинные монеты.
Официальные раскопки возобновились в 1970-е годы и продолжаются до сих пор. До недавнего времени тут работала исключительно украинская археологическая экспедиция, а с 2016 года также трудится большая группа археологов из Польши и Германии под эгидой Института археологии, который имеет исключительное право на проведение раскопок на территории Украины.
Сергий
Директор заповедника Сергий Шеин — местный житель. Работать в заповеднике начинал с должности инженера. Историк по специальности, он обожает свою работу, принимает участие в раскопках, а его тёплые воспоминания об этом месте — с самого детства:
— Я местный житель. Вырос тут, знаю каждый камешек. Все детство провёл на этой территории и, как говорят, на животе прополз каждую тропку. Мы играли тут, росли. Это место — любимое.
Сергий продолжает активно заботиться о родных местах:
— Так сложилось, что место детства стало местом работы и местом жизни. Приятно, когда ты родился, живёшь и работаешь в том месте, которое ты любишь. Очень горжусь, что работаю тут сейчас и могу не только играть, как в детстве, но и прилагать усилия для того, чтобы всё-таки это место процветало. Потому что это визитная карточка села, района и области.
О своей работе Сергий говорит, как о приключении:
— Мне повезло ходить тропами, где когда-то ходили греки и бывал Геродот. От этого становится приятно на душе.
— После того как пока что (будем надеяться, временно) утрачен Херсонес, Ольвия остаётся одним из крупнейших памятников античного периода в Украине на сегодня.
Кроме Сергия и групп археологов, на территории заповедника постоянно живут только представители здешней фауны:
— Кроме змей, сколопендр, зайцев и лисиц, здесь сегодня нет жителей. Фауна достаточно широкая, потому что мы запрещаем охоту. Здесь себя очень хорошо чувствуют лисы, зайцы, даже волки заскакивают ночью.
Ежегодная археологическая экспедиция начинается здесь в конце июня — начале июля. В специально сооружённых домиках живут руководители экспедиций. Студенты же, приезжающие на раскопки как на практику, живут в палаточном городке в Заячьей балке, в южной части городища.
История Ольвии
Сергий Шеин, как никто другой, осознает уникальность Ольвии и территории вокруг городища:
— Эта территория уникальна тем, что на её землях не было оседлого населения — как до прихода греков, так и после них. Она как будто была подготовлена именно для античных колоний: никто её не трогал до VI столетия до н.э. и почти не было оседлого населения после IV столетия н.э. Чистая античная территория.
Город-республика Ольвия была основана в VI ст. до н. э. выходцами из древнегреческого города Милета. О власти в Ольвии начали думать уже в V ст. до н. э., об этом свидетельствует появление самого первого государственного документа Ольвии — почётного декрета, который был высечен на камне.
Вся власть в городе фактически принадлежала крупным рабовладельцам. Рабов торговцы получали в обмен на ремесленную продукцию. Следовательно, рабы поступали в Ольвию так же, как, скажем, хлеб, скот, рыба или хлопок.
Античная Ольвия была богата на мастеров: гончаров, каменщиков, мастеров по дереву. Много изделий ольвийские купцы продавали в государствах греческой метрополии, где взамен покупали множество других вещей: от вкусного вина и масла до украшений и произведений искусства.
Благодаря торговле Ольвия поддерживала связи с такими большими городами, как Афины, Коринф, Александрия и даже городами Малой Азии (современная Турция). Из-за своей активной торговой деятельности Ольвия даже входила в Первый Афинский морской союз. Для удобства торговли Ольвия выпускала собственные монеты в виде дельфинов — в основном медные и серебряные, реже — золотые.
Ольвия интересна для исторической науки не только сейчас, она была такой еще в далёкие античные времена. Наилучшим подтверждением этому служат посещения Ольвии известным греческим историком Геродотом в V ст. до н.
Интересно, что в III ст. до н. э. город пытался взять в осаду один из полководцев Александра Македонского, Зопирион. Вообще, Ольвия часто подвергалась набегам варваров, власть менялась, а в 48 году до н.э. гёты во главе с царём Буребистой захватили и разрушили город. После восстановления его площадь уменьшилась втрое, власть перешла к скифам, но набеги варваров не прекратились.
Во II ст. н. э. по просьбе Ольвии в город вошёл римский гарнизон, который построил на её территории цитадель:
— В Ольвии находился лишь небольшой римский гарнизон, но на то время авторитет Римской империи был очень большой, поэтому пребывание даже маленького войска в определённом городе уже заставляло задуматься даже самых ярых варварских полководцев. Достаточно долгое время Рим играл очень позитивную роль в сохранении именно Ольвии и невозможности её уничтожения.
В ІІІ ст. из-за внутренних проблем римляне вынуждены были покинуть город и Ольвия опять стала доступной для набегов варварских племён. Вскоре гёты разрушили цитадель, а в начале IV ст. нападения гуннов привели к окончательному уничтожению Ольвии.
Древний город
После падения Ольвии её территория оставалась незаселённой на протяжении 14 столетий. До середины ХІХ столетия античный город буквально разбирался по камешку, в первую очередь окрестными жителями. Так, османы, которые успели тут пожить, разобрали большую часть наземных строений и даже построили из античного камня крепость Ачи-Кале, то есть будущий Очаков:
— Жители Ольвии, начиная ещё с конца ХVІІІ — начала XIX столетия, строили свои дома также из остатков наземных строений Ольвии, потому что зачем ломать голову, где взять строительный материал, если рядом камня хоть отбавляй. Сейчас, даже если проводятся ремонты в старых домах, обязательно в стене — или же остатки алтаря ольвийского, или архитектурной детали какой-то, обязательно это. Ни одного дома нет без какого-нибудь артефакта именно ольвийского.
Представьте себе город, где площади и главные улицы вымощены каменными плитами, на которых красуются статуи греческих героев и богов. Город, где в скульптурах из камня оживают портреты выдающихся горожан, а мраморные плиты говорят с вами декретами местной власти.
Чтобы понять весь педантизм, воплощённый в пространстве античного города, стоит вспомнить, что Ольвия была спроектирована по системе греческого архитектора Гипподама, который спроектировал также Александрию. Городское планирование здесь как будто основывалось на каком-то тактильном ощущении, когда всё должно быть на своём месте.
В центре города располагалась главная площадь — агора. Тут собиралась очень разная публика: от обычных горожан и торговцев до местных поэтов, музыкантов и философов. Посередине площади находилось большое здание, в котором купеческие собрания чередовались с культовыми обрядами. Главная площадь города граничила с центральным кварталом, чьи улочки охватывали два главных рынка, театр, гимназию, суд и парламент. Счастливчики, которые жили в центральной части города, могли устраивать все свои дела практически на расстоянии считанных шагов.
Отдельного упоминания заслуживает отношение жителей Ольвии к своим святыням. Недалеко от главной площади находилась священная территория — теменос, которая включала храмы Зевса и Аполлона Дельфиния, а также центральный алтарь. Чтобы понять ценность этих строений для горожан, достаточно узнать об их действиях во время набегов.
— Храм Зевса и храм Аполлона Дельфиния, покровителя Ольвии, были разобраны самими жителями Ольвии во время одного из набегов кочевых племён для того, чтобы варвары не осквернили священные места.
Центральный алтарь был чуть ли не самым ценным культовым памятником города, поэтому, когда ожидался очередной набег варваров, жители Ольвии засыпали его землей. Так что во время археологических раскопок алтарь обнаружили практически не повреждённым. Таким образом Ольвии удалось уберечь свои святыни и сделать их частичкой истории.
Ольвийские улицы были прямыми и перпендикулярными друг другу, ориентированными преимущественно с запада на восток. Город был разделён на кварталы, в каждом из которых было десять подворий. Все общественные здания так же, как и городские площади и рынки, равнялись по размеру жилым кварталам (100×40 м). Общественные и жилые здания обычно возводили из камня, а крышу покрывали надёжной черепицей. В проходах между кварталами были оборудованы траншеи для канализации, перекрытые плитами.
— В Ольвии существовала система канализации с отводом канализационных стоков за пределы города. В те времена отходы выливались не в речку, как у нас сейчас, или когда канализация течёт рядом с гуляющими детьми. Всё же в Ольвии такого не было.
Античная Ольвия была окружена крепкими каменными стенами и оборонительными башнями, и это повлияло на вид города. Интересный факт: богатый местный купец Протоген давал средства на строительство крепостных стен вокруг города, чтобы хоть как-то защитить Ольвию от варварских набегов. За этот поступок в его честь был установлен мраморный декрет (плита с текстом. — ред.):
— Большая часть античной Ольвии являла собой сеть тесных кварталов с узкими проулками. Учитывая то, что город был обнесен оборонительными стенами, территорию Ольвии уже невозможно было расширить. Именно поэтому горожане старались застраивать как можно плотнее ту местность, которая уже была защищена.
Учитывая ограниченную площадь жилищ, местная знать прибегала к постройке двухэтажных домов. Жильё самых зажиточных владельцев обычно украшалось фресками, мозаиками и колоннами. В их домах красовались терракотовые карнизы, египетские редкостные вазы из алебастра и ювелирные украшения из Коринфа. Из Афин в Ольвию привозили скульптуры, архитектурные детали и керамику с чернофигурной вазописью.
Нельзя обойти вниманием также южную часть города, где фактически и зародилась городская жизнь. Эта часть Ольвии славилась крутыми склонами и мощным портом, который давал возможность активно заниматься торговлей:
— Почти каждый клочок этой земли был застроен, даже крутые склоны. Когда уровень моря, а, соответственно, и лимана, поднимался, территория начала подтапливаться, земля начала опадать в речку. Жители Ольвии начали каким-то образом укреплять свои дома большими стенами, которые по факту служили держателями местных домов. Поэтому почти каждый здешний домик — такая маленькая крепость.
слайдшоу
Несмотря на все усилия, природа диктовала свои условия, и когда уровень моря существенно поднялся, эта часть города вместе с большим портом и всем побережьем постепенно оказалась под водой. Сегодня под водой находится около 300-400 м античной территории Ольвии. На данный момент подводные раскопки проводить практически невозможно из-за большого течения и мула, которые уже на следующий день сводят на нет все усилия.
— Чтобы нормально провести подводные исследования, необходимо сделать дамбу, осушить эту территорию и потом уже проводить раскопки. Ну, естественно, это все утопия.
— Чем уникальна самая южная часть Ольвии? Тем, что тут зародилась жизнь в античном городе и тут, как утверждают ученые, она и завершилась. В VI ст. до н. э. на этой территории были сооружены землянки первых колонистов и в IV ст. н.э. здесь, на этом месте, жили уже последние обитатели Ольвии.
Туризм
За год количество посетителей заповедника доходит до 10 тысяч, но его работники не теряют надежду, что это место станет куда более популярным и известным. В советское время, да и большую часть периода независимой Украины территория Ольвии позиционировалась исключительно как научный объект, никаких серьёзных попыток продвигать заповедник в туристическом плане, к сожалению, не было.
— Раньше никто не проводил мероприятий, которые бы освещали этот заповедник как туристический элемент в системе туризма Украины. Сейчас мы пытаемся немного изменить этот подход, то есть рядом с наукой попробуем приложить усилия именно для развития туризма, потому что туризм — это деньги, а деньги — это развитие этого учреждения.
Несмотря на проблемы с дорогами и подъездами к заповеднику, за последние три-четыре года интерес туристов к Ольвии всё же увеличился.
слайдшоу
— Я всегда себе повторяю: если памятник интересный, к нему и пешком захочется прийти. Мы хотим сделать постепенно, чтобы так было и с Ольвией.
Сергий Шеин надеется, что руководство района и области все же поймёт важность туристической ценности Ольвии и поможет в её продвижении.
— Я жду, когда Ольвия будет иметь значение настоящей местной жемчужины. Но нужно ещё отшлифовать камень, чтобы он имел какую-то ценность. Не каждая область может похвастаться тем, что значительная частичка Греции находится на её территории. Это наша история и это наше будущее.
Сергий вспоминает, как Ольвию посещали туристы из Греции:
— Они чуть ли не целовали тут камни. Мы были очень удивлены тем, насколько уважительно люди относятся к своей культуре, к своей истории.
По словам директора, посещать заповедник лучше всего весной. Здесь возможны не только организованные экскурсии, но и зелёный туризм, и семейный отдых:
— Самое лучшее время для отдыха — это апрель, май. В это время буйствуют все ароматы полевых цветов и степных трав. Тут можно глубоко вдохнуть воздух и почувствовать запах степи. Кусочек Ольвии — это кусочек этакого биологического клондайка.